Александр Петрович Слатин (в центре). Туркестанский военный округЕлизавета Ивановна Слатина, урожденная Седельниковав верхнем ряду слева на право Слатина Ольга Епифановна моя мама,
следующая соседка Лаптева тетя Фая, Слатина тетя Зина, Руф тятя Валя, Слатина Вера
Ильнична, Агейкина теть Галя, Литвинова теть Валя. Сидят справа налево Георгий Александрович Слатин, Петр Борисович Слатин, Геннадий Александрович Слатин Слатина т. Зина-жена
Геннадия Александровича, т. Вера -жена Георгия Александровича Борис Александрович Слатин с сыном Петром, ему 1 годПетр Борисович Слатин, служба в армииСемья Петра Борисовича Слатина - жена Зинаида Слатина (Рогова) и сын СлаваСлатина Ксения - дочь Петра
Родная сторонка
Как сон наяву… Душою ребенка Тобою живу.
Тобою согреться – Азарт не потух. Спешу наглядеться На все, что вокруг.
Найду пониманье С друзьями, с родней… На праздник – свиданье С родной стороной…
Родился в с Большенарым Большенарымского района Восточно Казахстанской
области 1957г 29 Октября . Себя начал помнить наверное лет с 5. Именно
запомнился день когда хоронили пробабушку имя не помню но знаю фамилию
Слатина (Ложникова)- это мать моего деда Александра Петровича
Слатина. Пришел я к бабушке мне бабушка Оня говорит - "Петя у тебя умерла
бабушка" - и назвала ее по имени, завела в комнату и говорит попрощайся с бабушкой. Я вижу, что бабушка
лежит глаза закрытые подхожу к ней и говорю- "Баба вставай" - и начал ей
открывать глаза. Меня как подхватили на руки и быстренько из комнаты
вынесли. Маленький я тогда был и многое не понимал, не понимал, что
человек умер и больше его не будет. Когда умер мой дед я не помню только
знаю, что он воевал последний раз в Великой Отечественной войне и пришел из под Курско-Орловской дуги без ноги одного глаза и
голова в семи местах пролемлена. Был председателем колхоза и не раз
выручал людей. Как мне рассказывал Сарымсаков казах. - "Мы Петя лежали на
печке и уже пухли с голоду, пришел к нам твой дед. Он уже был
председателем колхоза, посмотрел на нас и сказал моей матери: - Знаешь,
Сара, ты будешь работать в колхозе на складах сторожем. И вот тогда наша мать стала приносить запазухой пригоршню зерна каждый
день это нас и спасло". У них было 8 детей в семье, а мой дед воевал с
их отцом, его убило на фронте. Также мне рассказывали, что мой дед
незаконно распахал землю, засеял ее просом икогда сдали весь урожай он
это просо отдал людям, но кто-то написал жалобу в инстанцию и его
посадили . Но потом через год или 8 месяцев его выпустили. Он поддерживал связь с фронтовиками, с кем воевал. Моя мать мне рассказывала: - Придут к нему казахи с домброй, естественно выпьют, он возьмет домбру и
играет на ней и поет по-казахски . Те слушают, слушают его, потом видно обидятся
сперва выругаются, домбру возьмут и говорят ему с обидой: - Ты можешь играть
и петь на казахском, а мы не можем", повернутся и уйдут. Дед был не
адекватный. Мог в 4 часа утра встать умыться, поднять всех детей со словами: "Что за казак если после женщин мокрым полотенцем утирается", закурит самосад, что глаза щипит. Когда
дети подымутся все, умоются он завалится и спит как ни в чем не бывало. А
сыновья ходят по комнатам - спать то уже нельзя отец поднял. Да не только дед
такой был. По моему все Большенарымцы такие . Мама мне рассказывала, что как то
раз бабушка попросила деда Сашу воды надо домой принести, а он ей в ответ: - У тебя
дети есть, вот к ним и обращайся".Отец мой их сын чем-то занят был, ну и моя мать берет коромысло, а сама на 9 месяце беременности и за водой к колодку пошла. Отец
тогда и говорит: -Давай Ольга я схожу" - взял коромыло и пошел к колодцу, а
напротив мужики сруб рубили. Так мать говорит, у них топоры чуть с рук не
повыпадывали. Молча отца проводили взглядами и когда он прошел к колодцу
побросали топоры и к нам бегом со словами к моему деду: - "Саша ты до чего
дожился, казак за водой пошел" . Не ходили мужики за водой это было позорно по тем временам. Еще мне рассказывали
такой случай. Во время войны нам в деревню немцев сослали, так вот, немцы
всегда ходили я имею в виду мужчин за водой, так наши мужики терпели терпели
да потом не выдержали. Когда пришел Мут за водой, то Нечаев его
предупредил: - "Не ходи больше за водой, ты наших женщин портишь, они нас
тоже заставляют за водой ходить". Но Мут опять пришел- за што и поплатился. Ему
Нечаев сломал коромысло и разбил все ведра . Но немцы все-таки не сдались так и
ходили за водой. А потом и наши мужики стали ходить за водой вот так
приживались новшества в нашем селе. Историй много было, были и философы на селе. У
бабушки дядя Степан Литвинов жил в соседях, я не помню ни одного
философа чтоб он описал слово любовь. Но дядя Степан это мог все описать. Встречает он меня, когда я пришел со службы и говорит: -"Петька, ты чего в деревню приехал? Лучше бы в город ехал или тебя сюда
любовь притянула. Посидел немножко, а потом и сказал: - " Да, Петя, любовь эта
такая сволочь". Вот так я узнал, что такое любовь в прямом смысле слова. К
моей бабушке он почему-то всегда обращался Елизавета Ивановна. Дед был
вспыльчивый. Бабушка ему не в чем не уступала, Могла так вспылить, что
сладко ни кому не покажется. Мама рассказывала, что когда бабушка узнала, что дед подзагулял немножко
на какой заимке я не знаю. Так она вскочила на коня и так пришпорила, что
конь понесся галопом с места, а у бабушкина шаль развевалась аж за хвостом
коня, прискакала туда и такого шороху навела. На празднике, когда загуляют
подвыпьют, она деду и говорит: -"Не успела я до тебя добраться, как ты уж в кусты
ускользнул", а дед сидит и только смеется. После войны мужиков мало было в деревне и многие жены работали в поле с
мужьями. Работала и моя бабушка с дедом. Дед работал комбайнером. Как
то раз у них сломался комбайн, а бабушка у него была помощницей. Дедушка
чинит комбайн и говорит: -"Лиза, дай ключ девятнадцать на двадцать два". А
бабушка не понимала технический язык искала искала, а потом все ключи в
подол собрала несет и говорит деду: - "Саша, а у тебя их всего двенадцать". Это мне потом многие пожилые люди говорили и всегда при этом смеялись. Дружно
жили, помогали друг другу как могли особенно во время войны. Даже
животные это наверное чувствовали. Татьяна, ты наверное будешь смеяться,
но у бабушки во время войны была свинья, так она не раз выручала семью -
то мешок с сахаром домой принесет и в том мешке еще и чай был и какие-то
продукты. Мне это дядя Жора рассказывал с отцом. И не кололи эту свинью долго, бабушка ее любила, а когда колоть стали так
она из дому ушла чтоб не слышать ее крик. Была у нас и Гнедуха, как вы
поняли по имени, это была лошадь. Дед садил меня на нее, мне не было еще и
года, и она ходила по двору шагом по кругу, бабушка на него в крик: - Упадет
внук убъется, пытались меня с Гнедухи снять, так я такой крик поднял, что
меня опять усадили. Дед был доволен говорил, что не трогайте его, казак
растет пусть ездит. Меня крестили в восемь месяцев церкви уже небыло в Большенарыме.
Опустили меня в бачок с питьевой водой, вода была теплая ну мне и
понравилось, а когда стали вытаскивать крик поднял. Меня оставили и
пошли обмыть это дело, гуляют гуляют, а потом вспомнили, что дитя в купеле
оставили, побежали смотреть думали, что утонул, но нет хлюпаешся как ни в
чем не бывало. Тетя Вера мне как-то раз показала на этот бачок и сказала: - "Петя, через этом бачок все дети Слатиных прошли. Всех крестили в этом
бачке. Много хороших воспоминаний храню о моих близких родственниках
дяде Гене и дяде Жоры, об их семьях, их детях, дяде Володи Седельникове и его
семье. Эти семьи поставили себя так, что когда ушел от нас отец, нас ни кто не
назвал безотцовщиной. Всегда мы заходили с Татьяной к ним как к себе
домой, всегда нас встречали хорошо. Провожали меня на службу в армию опять
же они все и встречали со службы они тоже. Большое им за это спасибо. Один
раз так получилось, что я приехал с учебы домой и шел домой как раз мимо
бабушки, она была на улице, я с ней поздоровался и пошел дальше. Так она
мне говорит: - "Ты куда пошел? Почему не заходишь? - пришлось зайти - слово бабушки это было законом.
|