Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
О семье Федощенко
Федощенко Кузьма Ефимович и его жена
Дарья - это первые старейшины
семьи Федощенко, которые известны мне. Это мои прадед и прабабушка. Сохранилась только одна фотография бабушки, но не четкая, фотография 1953 года.
Бабушка Дарья справа в платочке. Рядом мужчина неизвестен. Дальше сидит дочь Мария в замужестве Трускова.
Точно
неизвестны их даты рождения и смерти.Точно неизвестно когда и как они
обосновались здесь на юге Казахстана. Есть два мнения об этом: первое,
что они из Ростова или Ростовской области, второе, что они полтавские.
Но понятно, что Федощенко - украинская фамилия. Но я сама еще ребенком
была на Украине в Полтавской области и знаю как звучит украинская речь.
В семье деда Кузьмы Кузьмича Федощенко и его жены Евдокии разговаривали
иначе - это была смесь украинской и русской речи, этакое наречие,
которое свойственно людям проживающим в южных областях России.
Итак, Федощенко Кузьма Ефимович - мой прадед по отцовской линии и его жена Дарья имели 6 детей. Проживали они в селе Галкино, Чимкентской области.
Сам Кузьма Ефимович, предположительно 1870-76 года рождения, прожил
он довольно долгую жизнь, умер он в 1952 году. Его жена Дарья, девичья
фамилия неизвестна, умерла в 1953 году, год рождения ее тоже
неизвестен, но можно предположить, что она могла быть на 5-7 лет моложе Кузьмы Ефимовича.
Не стала убирать вышеизложенный мною материал, основанный на моих предположениях и догадках.
Теперь, благодаря Владимиру Георгиевичу Федощенко, мне стало известно, что семья Федощенко Кузьмы Ефимовича и его жены Дарье приехала в Южный Казахстан из города Курска (как я и предполагала) в 1898-1900 году. Приехали они с двумя детьми Иваном и Федором, которому было 2-4 года.
Переселение крестьян (большей частью в Сибирь) из Курской губернии происходило из-за малоземелья, развивающейся бедности и истощение
почвы, вследствие плохой обработки земли.
Как они добирались из города Курска до Южного Казахстана сейчас можно только предполагать. Вот эти сведения о строительстве железной дороги мною добыты из интернета.
В конце 1880 г. были начаты работы по строительству Закаспийской
железной дороги. Эта дорога связывала Каспийское море через Кизил-Арват
(1881) и Асхабад (1885) с Новой Бухарой (Каган) в 1886 г. А к 1888 году
дорога достигла Самарканда. На доведение линии к Андижану (1898) и
Ташкенту (1899) ушло много лет. В эти годы хлопок для доставки на
текстильные фабрики Европейской России свозили из Сыр-Дарьинской и
Ферганской областей на арбах и верблюдах к Самарканду. Затем
перегружали груз на поезд, на котором доставляли его на пароходы, а
дальше вновь перегружали на поезд. Проблему многократной перегрузки
хлопка решили построенная в 1906 г. Оренбург-Ташкентская железная
дорога, которая сократила время доставки груза из Ферганы в Москву с
полутора месяца до 18-20 дней. К 1915 г. были построены ветки,
охватывающие Ферганскую долину с севера и Бухарский эмират с юга. В
обслуживании Среднеазиатской железной дороги было занято около двух
тысяч человек, преимущественно русскими. Скорее всего доехали поездом до Ташкента, а затем на подводах до Чимкента. Их переселение могло быть произведено через Переселенческое управление, но также они могли приехать и самовольно. Но к тому времени уже работала почта и они могли списаться с теми, кто ранее переселился в Южный Казахстан. В большинстве случаев переселения это так и происходило. Переселялись ни от лучшей доли - нехватка земель после отмены крепостного права и голод в России гнал людей в чужие земли. А жили скорее всего так: - Поскольку переселенцы в своем
большинстве были уроженцамии Малороссии и южных губерний России, то,
естественно, и в Азии они воспроизводили привычный им тип жилища. Это –
небольшие саманные хатки, крытые соломой или камышом. В такой хатке
размещалась большая крестьянская семья. Из подобных хаток состояло
большинство поселков. Условия здесь были очень непривычные, и
только самые упорные и трудолюбивые добивались успеха. Нужно было
проводить оросительные работы, о которых на родине русские крестьяне
ничего не знали. Не склонные к упорному труду в незнакомых условиях, в
непривычном климате, на незнакомой почве, в горной долине, либо в
степи, либо в полупустыне, собирали нехитрые пожитки и возвращались
восвояси, то есть к разбитому корыту. Упорные тайком следили за тем,
как ведут себя местные жители, как они роют арыки, как орошают свои
наделы, как выращивают овощи, как устраивают бахчи и сады. Учились и
добивались лучших результатов. Увеличение числа переселенцев вообще, и неудовлетворённых
новыми местами поселений, в частности, привело к введению, так называемого, ходачества
– права посылки ходоков (ознакомителей, разведчиков) от группы крестьян или от отдельных
семей с целью ознакомления с местами и условиями будущего поселения. Этой мерой
власти пытались уменьшить количество необдуманных переселений, часто завершавшихся
переездом в другое место или возвращением на родину и разорением неудачливых переселенцев.
Все документы, нужные для ходачества и переселения, ходоки и переселенцы
получали по месту жительства. Ходок от одной или нескольких семей (не более
пяти) должен был поехать на предполагаемое место поселения, разузнать про
условия жизни на новых местах, осмотреть предлагаемые для переселения участки,
выбрать наиболее подходящий для него и оформить его в установленном порядке.
Только те, для кого зачислена таким образом земля, пользовались
льготами, предоставляемых переселенцам. Остальные считались самовольцами и с
ними вопросы обустройства на новом месте решались по возможностям сложившихся
обстоятельств. После того, как ходоком был выбран и заявлен участок, давался
срок в один год для прибытия на
выбранный участок. В течение этого срока переселенцы должны были решить свои дела
на родине и прибыть на место поселения. Впоследствии,
когда с 1911 года переселение стало свободным в любые районы, по выбору самих переселяющихся,
правило ознакомления с местом переселения стало даже обязательным. Тем, кто этим
правилом пренебрегал, землю отводили во вторую очередь.
Путешественник по Семиречью писал:
"Несчастные переселенцы проводят в дороге 2 – 3 месяца, растрачивая деньги на продовольствие,
терпя нужду и лишения, перенося болезни, и в конце своих странствий почти измождённые
садятся на землю”. [(235), стр. 145]. Указывая длительность пути, автор, наверное,
сравнивает с ездой на почтовых перекладных. В работе А. А. Кауфмана "Переселение
и колонизация” говорится, что весь путь из Воронежской губернии на Алтай занимал
10 – 18 недель (стр. 34). Большая разница в сроках пути объясняется тем, что многие
переселенцы ехали без средств к существованию и добирались за счёт случайных заработков
в пути. А нашим переселенцам ещё нужно было добраться от Семипалатинска до Верного
и Чуйской долины, что ещё занимало от 20-ти до 30 дней.
А вот что писала газета "Туркестанские ведомости” о передвижении переселенцев
на новые места: "Ежегодно весною по почтовым дорогам можно встретить самодельные
фургоны наших переселенцев. И какой вид они имеют! Тощие лошадёнки едва тащат неуклюжие
низкие телеги, покрытые сверху от дождя и солнца дырявыми плетёнками и рогожками.
В некоторые повозки впряжены волы или верблюды. Измученный хозяин помогает своим
обессиленным коням вытащить повозку из грязи или поднять на гору. Исхудалая хозяйка,
едва передвигая ноги, идёт сзади повозки и несёт на руках грудного младенца. Другие
ребятишки, босоногие и оборванные, рассыпались по дороге или сидят на телеге среди
беспорядочно наваленных бедных пожитков”.
Переезжали не на другую улицу, не в соседнюю деревню, а в далёкий неизвестный
край. Уезжали из обжитого места, а приезжали после многочисленных лишений в голую
степь. Ведь сведений о месте нового поселения было мало. Рассказы и слухи ненадёжны,
иногда устаревшие, иногда противоречивые и даже неверные. Чиновники давали нужную
себе информацию, одни приглашали к переезду, другие, не желая отпускать, отговаривали
и пугали. Наиболее достоверными источниками были "ходоки” – люди, посылаемые обществом
для осмотра новых мест. Но и с ними бывали неприятности.
Одни, собрав деньги на поездку с желающих переселиться, пропадали. Другие,
вернувшись, сообщали недостоверные сведения: или не совсем верные личные впечатления,
или, по каким-либо причинам, вообще ложные. Наконец, после долгих размышлений и
колебаний, после распродажи имущества и земли следовал отъезд. Путь был долгим и
трудным из-за дальности переезда и способа передвижения, ехали на телегах, запряжённых
лошадьми и быками. Кроме естественных трудностей дальней поездки, были и неприятности,
например, воровство лошадей, поломка телеги, падёж скота. Были и несчастья. Вспомните
картину Иванова "Смерть переселенца”. В степи, у телеги женщина с малолетними детьми,
упав на землю, рыдает над телом умершего мужа-кормильца.
Наблюдатель того времени писал: «В числе функций, возложенных на
туркестанскую администрацию, находилась и забота о водворении русских
переселенцев и об их преуспеянии. За переселенцами во внутренние губернии
посылался какой-нибудь чин из администрации, привозил их, кое-как снабжал и
водворял. Не спеша, по своему усмотрению администрация устраивала в год по 1 –
2 посёлка там, где она считала наиболее отвечающим соображениям общей политики,
давала им название и считала свой долг вполне исполненным. Так практиковалось
лет 30».
Длительность и трудность пути не позволяли взять с собой всё
необходимое, а прибывали в неустроенное место с новыми непривычными условиями
жизни. Особенно трудными были первые два года. При любом варианте приезда, к посевной
опаздывали. Поэтому в первый год, в течение одного лета и осени нужно было построить
жилище к зиме и подготовить целинную землю к весеннему севу. При позднем прибытии
переселенцев казаки оказывали помощь в заготовке сена. Первое время, до получения
своего урожая, переселенцы-первопроходцы получали небольшое "снабдение”, но только
одной мукой. И без того скудный паёк поступал нерегулярно, часть его прилипала к
рукам чиновников.
Для покупки скота на убой переселенцы не имели средств. При изобилии дичи
охота и рыбалка были случайными, потому что не было охотничьих и рыболовных принадлежностей.
Жили впроголодь, питались дарами природы: съедобными травами, кореньями, ягодами,
яйцами диких птиц. Для посева администрация помогала (выдавала в кредит) только
хлебными семенами, которые переселенец был
обязан возвратить в четырёхлетний срок. Семян других культур (овощные, подсолнечник
и прочие) не было; достать их в кочевой стране было невозможно. Следовательно, и
после получения первого урожая для большинства переселенцев пищей оставался всё
тот же хлеб. Поэтому из-за недоедания и однообразия питания возникали болезни.
И только после получения первого урожая переселенцы чувствовали себя окрепшими.
Далее уже развитие, а иногда и
существование поселения зависело от удачного выбора места. Пришедшие из земледельческой
полосы России переселенцы – русские и украинцы – искали в Киргизии земельных просторов
для хлебопашества, которое было в то время их главным трудовым занятием. Местность
села Беловодского как раз отвечала этим требованиям переселенцев-хлеборобов: благоприятные
условия для земледелия, в том числе и для
богарного (неполивного) земледелия, что особенно важно, ибо переселенцы –
выходцы из центральных и малороссийских губерний – не были знакомы с орошением.
Один автор (см. "Весь Казахстан. Справочник на 1926 г.”, стр. 352.) даже с пафосом
восклицал: "Земли здесь (в Семиречьи – авт.) в предгорьях считаются лучшими в мире!”
Традиционно на Руси поселения располагались на берегах рек, как удобные
пути сообщения и сфера деятельности для дополнительного промысла – рыболовства.
В данном случае это была река Аксу. Это сейчас все воды горных рек разбираются на
орошение, а тогда они были достаточно полноводными. В. В. Бартольд после
экспедиции 1893 года писал, что реки Карабалта и Сукулук впадают в Аксу, «самую
многоводную из этих трёх рек». Во время таяния снегов в горах, в июне месяце начинался
разлив горных рек, и они становились бурными и многоводными. http://belovodskoe-muh.ucoz.ru/ Выделение фразы и подчеркивание моё. Все родственники рассказывают, что прадед Кузьма Ефимович был крутого нрава. Но какой надо было иметь характер, чтобы уцелеть в эти времена, сохранить семью, вырастить детей? Испытания , которые достались на его долю - переселение, 1917 год, 1941-45 год, наверное сказались на его характере.
Дети:
1. Иван Кузьмич Федощенко- старший сын Кузьмы Ефимовича и Дарьи, предположительно 1892-1894 года рождения был инвалидом, работал на конном дворе в г. Ленгер, там в каморке при конном дворе и проживал. Женат не был. Может будет такая возможность установить был он инвалидом с детства или приобрел инвалидность в процессе жизни. По своим годам он мог участвовать и в войнах и во время революции получить инвалидность. Дата смерти не известна. 2. Федор Кузьмич Федощенко - 1896 года рождения, место рождения г. Курск. Был инвалидом. Инвалидность получил во время войны 1941-45 года - обморозил обе ноги. Проживал со своей семьей в селе Каска Су Чимкентской области.
От первого брака Федор Кузьмич имел сына Александра Федоровича, 1917 года рождения,который воевал в Великой Отечественной войне, умер от ран 1.12.1941 года , был ранен в голову, умер в госпитале г. Серпухов и похоронен в г. Серпухов в братской могиле. Александр стоит справа. Здесь же на сайте в блогах есть материал, который я посвятила всем, кто в наших с мужем семьях, воевал , защищал Родину в 1941-45 годах. И там же есть все об Александре Федоровиче Федощенко. От второго брака с женщиной по фамилии Кучеренко он имел второго сына Николая, который тоже воевал, имеет награды, проживает в г. Москве. С ним я разговаривала по телефону летом 2010 года. От родства не отказывается, но сказал что с отцом не общался, рассказать о нем ни чего не может. В общем, жизнь прожить не поле перейти, как говаривали наши предки. Но фото его у меня есть - эта интернетовская версия московской газеты "Вести Метрогородка". У Николая Федоровича есть сын Василий и внук Артем - все они по фамилии Федощенко.
И наконец, третий брак Федора Кузьмича с Федорой. От этого брака родилось два сына Иван и Георгий.3. Матрена Кузьминична Федощенко вышла замуж за Якова Нечитайлова. Родилось трое дочерей 1. Раиса 2. Нина 3. Таисия
Когда я была маленькой, до 4 класса школы №6 тогда им. Ф.Э. Дзержинского, то жила со своей матерью у бабушки Анастасии Ивановны Сизенко в химфармзавордском поселке, что находился возле известного сантонинного завода. В мое время он назывался Химфармзавод. Жила я на улице Сурикова 1а. В доме барачного типа, кто жил тот поймет о чем я - большой квадратный коридор, со сквозным проходом (т.е. зайдешь с одного стороны поселка, а выйдешь в другом конце). Очень удобно, для нас детей это было очень удобно, для наших игр. Так вот через стенку, только вход в их комнаты (да, квартир тогда не было, были комнаты - одна или две) был из другого барачного коридора, жила как раз Матрена Кузьминична со своим мужем Василием (это очень грустная история в жизни Матрены Ивановны, требующая отдельного рассказа.) Так вот столько лет я прожила рядом с сестрой моего деда Кузьмы и не знала об этом. А узнала уже позже, когда бараки снесли и все переехали жить в другие места города. Вот такие дела. Очень сильно было противостояние между семьями матери и отца. И в семье моей матери и в семье моего отца отдельно были свои противостояния и даже можно сказать раздоры. Трудно складывались отношения, которые в конце-то концов совсем пришли в упадок.
4. Кузьма Кузьмич Федощенко. Третьим в семье Кузьмы и Дарьи родился мой дед Кузьма Кузьмич Федощенко. 1909 года рождения. Место рождения село Георгиевка Чимкентской области. Женился на Евдокии Андреевне Морозовой. Место рождения бабушки доподлинно неизвестно, но есть информация полученная от родственников, что она проживала в в селе Первомаевка со своими родителями. Познакомились дедушка Кузьма с бабушкой на танцах в селе. История их знакомства такая (Рассказала Ольга Кузьминична Федощенко). Бабушка была влюблена в сына какого-то зажиточного первомайского крестьянина, но его родители не разрешили ему жениться на бабушке. Она долго переживала и плакала. Но как-то ее пригласила к себе в гости сестра Мария, которая проживала в селе Георгиевка, чтобы вероятно она развеялась и забыла грустные минуты. В этом же селе проживал дед. И в первый же вечер, когда он увидел бабушку на танцах, она ему приглянулась. И он спросил- "Пойдешь за меня замуж?", она ответила, что- "Да". И буквально вскорости он заслал сватов к родителям бабушки. Вот так образовалась семья Кузьмы и Евдокии Федощенко. В этом браке родилось 9 детей, двое умерли в младенчестве. 1. Зоя 2. Анатолий 3. Вера 4. Валентина 5. Владимир 6. Виктор 7. Ольга
По
книге «Знак отличия Военного ордена Св. Георгия. Списки пожалованным за
русско-японскую войну 1904-1905 гг.» Сост. Д. Бутрым, И. Маркин. М.:
2006
Степень | Номер | Кавалер | Страница |
---|
4 ст. для христиан | 197520 | Федощенко Егор | 1426 |
Информация сайта http://www.numismat.ru/gkcatalogs.shtml
|
Категория: Мои статьи | Добавил: tucy (26.09.2010)
|
Просмотров: 2523
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|